![]() |
|
MUSIC
KAYAK - Биография История великолепной, но, к сожалению, незаслуженно мало известной в России голландской арт-рок группы KAYAK заслуживает особого внимания. Это один из немногих подобного рода коллективов, достигший вершин своего творчества не в старых добрых 70-х, а в наши убогие дни. 1967-1972 :
Ton Scherpenzeel, Ron van de Werff, Chiel van Praag, Pim Koopman Корни группы KAYAK находятся в голландском городе Хилверсам, где основатели ансамбля и близкие друзья Ton Scherpenzeel (клавишные, басс гитара) и Pim Koopman (ударные, гитара) играли вместе в таких коллективах как Balderdash (1967) и High Tide Formation (1970, на картинке ниже). Гитарист Johan Slager играл в последнем составе HTF до распада группы в 1971. В том же самом году Ton Scherpenzeel, Pim Koopman и Johan Slager приступили к записи нескольких демо-композиций (проект назывался "Ten Ride Ticket"), время от времени выступая в живую (как "Alta Quies"). В это время Ton Scherpenzeel и Pim Koopman начали обучение в музыкальной академии (Hilversum Music Academy), где подружились со студентом Max Werner, который принес в их музыкальное творчество оригинальный вокал. Основным классическим инструментом Ton Scherpenzeel был бас, а Max Werner и Pim Koopman учились игре на перкуссии. После присоединения к первому составу басиста Cees van Leeuwen (заменившего француза Jean Michel Marion), группа, которая позже станет называться KAYAK, заключила контракт с EMI. Это произошло сразу после отказа Phonogram, поначалу проявлявшей интерес к группе и даже записавшей совместно с ней несколько демо-композиций, но позже отказавшейся от работы с коллективом, когда Ton Scherpenzeel и Pim Koopman отказались записывать любой другой материал кроме своего. 1972-1974 :
Max Werner, Pim Koopman, Cees van Leeuwen, Johan Slager, Ton Scherpenzeel EMI и управляющий группы Frits Hirschland энергично взялись за продвижение KAYAK как новой супергруппы, несмотря на то, что участникам ансамбля едва исполнилось 20, они имели мало опыта живых выступлений и ничего не смыслили в музыкальном бизнесе, однако обладали оригинальностью и целеустремленностью. Два первых альбома, "See See the Sun" и "Kayak II" произвели на свет три скромных хита ("Lyrics", "Mammoth" и "Wintertime") и, что более важно, зарекомендовали KAYAK как талантливую молодую группу с растущим числом прогрессивных поклонников. 1974-1976 :
Ton Scherpenzeel, Pim Koopman, Bert Veldkamp, Johan Slager, Max Werner В 1974 году басист Cees van Leeuwen покинул группу, решив, что не сможет совместить свои занятии в университете с напряженным графиком турне и записей группы. Его заменил Bert Veldkamp. В таком составе группа записала свой третий альбом "Royal Bed Bouncer" с новым хитом -"Change for a lifetime". Если два первых альбома являли собой ровный баланс между двумя основными авторами группы, Pim Koopman и Ton Scherpenzeel, то в RBB творческим лидером стал Scherpenzeel. Группа продолжала гастроли и к 1976 году упрочила свое положение лидера на музыкальной сцене Голландии и Бельгии. Ссора между управляющим Frits Hirschland и EMI привела к переходу группы в студию Phonogram, ту самую студию, которая в 1971 году отказалась записывать группу. С четвертым альбомом "The Last Encore", Pim Koopman прочно разделил авторское кресло с Ton Scherpenzeel. Первая неудача постигла коллектив в конце того же года, когда группу покинул Pim Koopman. Так же оставил группу и басист Bert Veldkamp. Таким образом, в течение двух месяцев группа полностью потеряла ритм секцию и одного из основных авторов. 1977-1978 :
Ton Scherpenzeel, Max Werner, Johan Slager, Charles Schouten, Theo de Jong (photo: Govert de Roos) В конце 1976 года Pim Koopman и Bert Veldkamp были заменены Charles Schouten и Teo de Jong. В таком составе группа записала "Starlight Dancer". Заглавный трек, одна из классических вещей группы, достигла 14-й позиции в голландских чартах. Одноименный американский релиз (сборка голландских пластинок "The Last Encore" и "Starlight Dancer") имел незначительный успех в США. Композиция "Want You to Be Mine" достигла 55 места в чартах Billboard. И все же KAYAK был признан влиятельной американской музыкальной газетой Record World самой обещающей группой года. Однако по прошествию некоторого времени творческие разногласия между старыми и новыми членами группы достигли своего апогея и в течение 18 месяцев группе (или тому, что от нее осталось) пришлось вновь найти нового басиста и ударника. И не только их… 1978-1981 :
Ton Scherpenzeel, Johan Slager, Max Werner, Edward Reekers, Katherine Lapthorn, Peter Scherpenzeel, Irene Linders Далее последовал очень неоднозначный год, в течение которого группа несколько раз была очень близка к распаду. Назло планам американского турне и долгожданному международному прорыву, ведущий вокалист Max Werner дал понять, что планирует сменить амплуа. Max Werner всегда чувствовал себя ударником, но из-за уникального голоса был загнан в рамки роли ведущего вокалиста. Когда кресло ударника оказалось свободным, он высказал остальным членам группы свое желание занять его, что означало необходимость поиска нового ведущего вокалиста. Группе пришлось отказаться от всех намеченных планов и начать все заново. Новым вокалистом стал Edward Reekers. Вместе с ним к группе присоединилось еще три новых музыканта: Peter Scherpenzeel (младший брат Ton Scherpenzeel) стал новым басистом, тогда как бэк-вокалистка Irene Linders (жена Ton Scherpenzeel и поэтесса) и Katherine Lapthorn были приглашены дабы придать группе новый облик. Все эти изменения и выпуск нового альбома "Phantom of the Night" означали значительный разрыв с прошлым - для многих старых фанатов обновленная группа не могла тягаться с прежним KAYAK. Однако эта новая группа внезапно и неожиданно пришлась по вкусу гораздо большей аудитории, чем раньше. "Ruthless queen" стала первым и единственным сильным хитом (номер 4 в голландских чартах) коллектива. Альбом получил платину за 100 000 копий проданных в Голландии.
Ton, Max, Johan, Irene, Peter, Katherine, Edward in Toppop Следующий альбом, "Periscope Life" (1980), был записан в Лос-Анджелесе. Он был схож с предыдущим по стилю, но ему недоставало сильных хитов и фактора необычности, которые принесли его предшественнику такой феноменальный успех. Однако он по-прежнему продается лучше, чем первые пять альбомов. Вместе со следующим альбомом, "Merlin" (1981), содержащим на первой стороне сюиту о легендарном средневековом колдуне, KAYAK вернулся к своим корням - прогрессиву и симфоническому року. "Merlin" и "Royal Bed Bouncer" являются по признанию большинства лучшими альбомами группы. С падением коммерческого успеха, личные и музыкальные противоречия в группе усилились. Отчаянное финансовое положение, к которому привел группу ее управляющий Frits Hirschland, только усугубило ситуацию. 1981-1982 :
Ton Scherpenzeel, Johan Slager, Peter Scherpenzeel, Edward Reekers, Max Werner (photo: Govert de Roos) Пока Max Werner отмечал успех в Германии своей песни "Rain in May" (сольная работа), группа окончательно распалась. KAYAK (теперь без пары бэк-вокалисток) все же выпустил "полуживой" альбом "Eyewitness". Эта пластинка включала три новые песни, однако по большему счету состояла из живых студийных записей с минимальными исправлениями и монтажом. Аплодисменты были наложенными! Это стало очевидным после переиздания альбома: Ton Scherpenzeel объяснил в комментариях к диску, что ему хотелось получить отредактированный и переизданный диск без аплодирующей и кричащей публики, которая настолько раздражала его, что он ни разу не прослушал "Eyewitness" в оригинале. Этот альбом будет оставаться последним альбомом KAYAK на протяжении длительного периода времени. 1982-1998 : За 17 лет группа подала признаки жизни лишь однажды: в 1997 KAYAK в составе 1975 года дал интервью телепрограмме "Classic Albums", посвященной альбому "Royal Bed Bouncer". Тем временем все альбомы группы были переизданы на компакт-дисках, некоторые с дополнительными треками, некоторые без второй стороны пластинки, некоторые как компиляции. Вместо EMI и Phonogram переизданием некоторых творений группы занялся новый лейбл Pseudonym Records. После выхода телепередачи стало очевидно, что Ton Scherpenzeel, Pim Koopman и Max Werner были заняты демо-записью (безымянного проекта), но этот факт к сожалению не вызвал интереса у крупных звукозаписывающих компаний. Казалось, что KAYAK никогда не вернется. 1999-2000 :
Rob Winter, Ton Scherpenzeel, Pim Koopman, Max Werner, Bert Veldkamp (photo: Govert de Roos) В 1999 популярная нидерландо-фризская группа Ву Kast пригласила KAYAK на телепередачу "De Vrienden van Amstel Live". KAYAK впервые за последние 17 лет согласился выступить в живую перед публикой. Ton Scherpenzeel, Max Werner, Bert Veldkamp и Johan Slager, вместе с, временно заменившим Pim Koopman, Marc Stoop (Pim Koopman был в Ирландии и не смог прибыть вовремя) сыграли этот легендарный концерт в Cafe de Paap в The Hague в ноябре 1999 вместе с членами группы Ву Kast. Это событие обозначило воскрешение KAYAK. Демо-записи, долго пылившиеся в студии Ton Scherpenzeel, всплыли на поверхность и вызвали интерес у нового лейбла ProActs (проект, в котором принимали участие Ву Kast). И произошло то, что никто не осмеливался предположить: KAYAK (Ton Scherpenzeel, Pim Koopman, Bert Veldkamp, Max Werner и новый гитарист Rob Winter) начал работать над своим новым альбомом "Close to the fire"! Выпущенный в мае 2000 года, "Close to the fire" получил невероятно положительные отклики, отчасти из-за того, что первый вокалист Max Werner вновь взял в руки микрофон, чем привлек внимание поклонников раннего периода творчества группы. Прежняя магия и вдохновение вернулись. KAYAK реинкарнировался в составе 6 музыкантов: экс-вокалист Vanderberg Bert Heerink стал вторым ведущим вокалистом, дав Max Werner возможность разделить с кем-то роль вокалиста и раскрыть амбиции перкуссиониста. С Bert KAYAK смогли так же исполнять песни Edward Reeks, такие как "Ruthless queen" и "Merlin". К сожалению, тяжелые проблемы со здоровьем вынудили Max Werner оставить не только место ведущего вокалиста, но группу осенью 2000. После этого стало очевидно, что он и не планировал оставаться в группе дольше, чем на период этого тура и ушел бы в любом случае. Поскольку Bert Heerink к тому времени уже перенял некоторые из обязанностей Max Werner, замену искать не пришлось, однако к группе присоединился новый участник - гитарист и вокалист Rob Vunderink. Rob Vunderink играл в таких группах, как The Hammer и Diesel. 2000 :
Rob Winter, Ton Scherpenzeel, Bert Heerink, Bert Veldkamp, Rob Vunderink, Pim Koopman (photo: Rob Verhorst) 2001 :
Bert Heerink, Rob Winter, Rob Vunderink, Pim Koopman, Ton Scherpenzeel, Bert Veldkamp (photo: Rob Verhorst) В 2001 году мир услышал два новых альбома KAYAK - 'Chance for a LIVE Time' и 'Night Vision'. 'Chance for a LIVE Time' стал первым за все время существования группы живым альбомом ("Eyewitness " был записан в студии, а аплодисменты и крики зрителей были добавлены позже). Альбом, записанный в 2000 году в ходе тура с альбомом "Close to the Fire" дал новую энергию и вдохновение группе, которые оказались сильнее, чем когда-либо. Вскоре после выхода "Chance for a LIVE Time" KAYAK начал работу над своим 12 альбомом "Night Vision", выпущенным в ноябре. В то же время группа начала работу над идеей переработки сюиты "Merlin" (с одноименного альбома 1981 года) в полноценный концептуальный альбом и организации в 2003 году турне вместе с живым оркестром. 2002 : 2002 год начался с успешного турне "Night Vision". По окончанию турне, Ton Scherpenzeel, Pim Koopman и Irene Linders сконцентрировались на сочинении и аранжировки новой рок-оперы "Merlin", которая стала самым претензионным проектом KAYAK за всю историю группы. Но это еще не все! Стремясь сделать проект более интересным, по прошествию полугода группа столкнулась с двумя драматичными изменениями. Первой серьезной преградой стал раскол между звукозаписывающей компанией и промоутером тура ProActs, что привело к необходимости поиска новой звукозаписывающей компании для выпуска альбома, который рассматривался как жизненно необходимый для будущего группы. Вторым препятствием стало то, что прямо перед началом записи гитарист Rob Winter объявил о своем выходе из состава группы по причины невозможности одновременной работы в двух коллективах (Marco Borsato Band и KAYAK). Его приемником стал Joost Vergoossen, который в течение нескольких лет играл в Isle de Lange Band (вместе с одним из основателей KAYAK басистом Theo de Jong!). Joost Vergoossen присоединился к группе осенью 2002 года и немедленно приступил к работе, внося свой творческий вклад в новый проект. Для записи нового альбома и постановки последующего тура KAYAK нуждался еще в одном вокалисте, который смог бы сыграть роль соперника Мерлина (ведь альбом создавался как рок опера на основе истории о Мерлине). Ведущий вокалист Bert Heerink уже был задействован в роли Мерлина, а второй вокалист - гитарист Rob Vunderink - в роли Мордреда, незаконнорожденного сына Морган и ее единокровного брата Короля Артура. Поиски вокалистки, которая смогла бы исполнить роль Морган, закончились на Cindy Oudshoorn, которая известна не только как сольная певица, но и как сессионная вокалистка в ролях K-Otic и Ruth Jacott. Таким образом, состав группы был окончательно сформирован, и в течение второй половины 2002 года группа KAYAK сосредоточилась на записи "Merlin - Bard of The Unseen". 2003 :
Kayak 2003- 'Merlin- Bard of the Unseen' line up, f.l.t.r. Ton Scherpenzeel, Bert Heerink, Cindy Oudshoorn, Rob Vunderink, Joost Vergoossen, Pim Koopman and Bert Veldkamp. (photo: Govert de Roos)
Перевод с английского - Кирилл Юдин.
|
© 2003 ANGEL ECHOES | НАВЕРХ |